7 часть. Значение Ума в Зороастризме

Отрывок из книги Эрвада доктора РАМИЯР ПАРВЕЗ КАРАНДЖИЯ «Практический зороастризм», часть VII. Перевод Е.Лугова.

1. Медитация – Размышление

2. Мантра

3. Слои Мышления

4. Работа Ума

Наш Ум – место средоточия всех мыслей, чувств, эмоций и импульсов. Все действия, в конечном счете, возникают из Ума. Все наши скрытые возможности заключены во внутреннем состоянии Ума.

Наше мышление может использоваться в конструктивной или разрушительной манере. Действия Ума могут быть разделены на низкое мышление и высшее мышление. Первое постоянно занято в выполнении естественных функций на основе эволюционных потребностей в выживании. Оно включает поиск пищи, отдых и воспроизводство. Оно отвечает на основные инстинкты выживания как гнев и страх. Высшее ммышление занято в интеллектуальном, духовном и психическом творчестве.

Мышление может совершать сонастройку к божественному состоянию. Выше настройка – больше чистота. Нерегулярные настройки упоминаются как догадка, интуиция и внутренний голос.

Интеллект — фактор проницательности. Он ведает и управляет Умом через ограничение и причинность. Человек должен сознательно сделать выбор, управляться ли своим интеллектом или нет. Мысль — импульс энергии и информации, происходящей от Ума. Она — очень мощный инструмент. Мысль может быть позитивной или негативной, имея глубокое воздействие на всех уровнях существования. Мы должны держать наши мысли в настоящем, в состоянии осознанности (Мана). Мы знаем, что когда осознание не фрагментировано, оно является очень мощным инструментом. Осознание имеет власть творить. Однако, это — обоюдоострый меч, поскольку имеет силу излечить так же, как разрушить. Осознание — только поле энергии и информации. Оно нейтрально прижде, чем мысть становится положительной или отрицательной.

В Зороастризме правильная настройка Ума и увеличение умственных способностей очень существенно, чтобы достичь духовности. Слова для Ума и духовности получены от того же самого корня – «ман» — представлять.

Человек может выбрать временные радости, которые часто названы низшими, но не в уничижительном смысле, или вечные высшие радости. Временные радости вообще связываются с чувственными удовольствиями, а постоянные радости с Духовным блаженством. Хотя человеческий Ум знает, что последние лучше, он не любит дисциплину и сдержанность, необходимую для более высоких радостей и выбирает временные радости, которые дают непосредственное удовольствие. Уму недостает в желании, чтобы дисциплинировать себя.

В Зороастрийских текстах Манах, Ум сознательно делает выбор быть или не быть Воху Мана, который является высшим типом сознания. Низший Ум, инстинкты, называется Ака Мана. Если Вы будете жить с полным осознанием — Хош, и тренирует силу воли – Вир, то он быстро достигает дисциплины Ума, что приводит к состоянию Воху Мана. В первой мантре Зороастрийцев Ахунаваре есть такая строка:

«Вангхеу´ш дазда´ Мана нгхо´ шьяотханана´м ангхеу´ш маздаи´». Это переводится как: Даром Воху Мана наделяется тот, кто посвящает свою жизнь Богу.

Медитация – Размышление

Размышление помогает интеллектуальному сознанию объединяться с его источником в чистом Духе, увеличивая покойную и внутреннюю тишину. Помимо духовных значений медитации, она также производит глубинные влияния на тело. Медитацией можно понизить кровяное давление, так же как уровни кортизола и адреналина в крови, что способствует лучшей защите от стрессов.

Медитация позволяет каждому жить с полным осознием. Осознание настоящего момента помогает Уму постоянно и непрерывно ощущать Действительность. Он становится более терпимым и понимающим и не подвержен меняющимся предположениям, верованиям и мнениям.

Мантра

Мантра, или Божественное слово, словестная формула, обеспечивает средства остановки естественного природного возмущения мысленных полей и беспокойства тела. Это позволяет нашему Мана — Уму постепенно достигать просветлённого состояния Воху Мана.

Самое пение мантры постепенно ведет мышление из его обычного интеллектуального процесса в тишину, которая лежит в основе всех мыслей и идей. Зороастрийская мантра всегда являются цепочкой слов, что немного отличается от ведических мантр, где мантрой может быть одно словоили даже один звук. Самые основные из Зороастрийских мантр передаются и запоминаются во время инициации.

Обычно наше сознание направлено наружу и связано с пятью чувствами организма. Через медитацию мы можем полностью изменить его направленное с наружного на внутренниее и сделать сознание главным центром восприятия.

Когда Ум во главе органов восприятия сосредоточен наружу, мысли которыми становятся грубыми и тяжёлыми. Когда Ум сосредоточен внутрь, мысли становятся тонкими и чистыми. Наша индивидуальность — результат фокусировки нашего Ума. Те люди, у кого преобладают внутренние мысли благородны, уравновешены и безмятежны. У кого преобладают мысли наружные, они взволнованы, честолюбивы, безразличны и ленивы.

Ум – наш владыка. Он контролирует направление наших мыслей и соответственно всё происходящее с нами в жизни, всю линию судьбы. Часть тайны духовного развития — научиться направлять мысли согласно нашему желанию и таким образом делать Ум созидающим.

Наше сознательный Ум приспособлен к чувствам для удовлетворение потребностей и желаний тела. Практика Мантр и Тарикатс гарантирует, что мы будем жить все больше в состоянии Воху Мана, то есть, высшего сознания.

Обычно Воху Мана интерпретируется как добро, которое является любой хорошей мыслью, что наше сознание производит. Но это не правильно, поскольку совершенство и гармония с другими созданиям рождается автоматически, когда мы в состоянии Воху Мана – Космического Сознания. Насильное и временное совершенство нельзя назвать Воху Мана. Можно сказать, что человек достиг Воху Мана, когда чувствует полный мир (акшти) и гармонию любви (хам ваинти) ко всем созданиям (аньяиш даман). Вахишта Мана — Абсолютное Космическое Сознание Создателя, Ум Вселенной.

Мы должны практиковать состояние Воху Мана, которое является самым высоким состоянием человеческого Сознания. Тогда мы можем получать мудрость от нашего Баодханг и Вахишта Мана – Вселенского Сознания.

Мантры предназначены для фиксации Ума. Они — транспортное средство, которое помогает Сознанию достигать состояния Воху Мана, где божественное знание приобретается автоматически. Тренируйте достижение состояния Воху Мана в течение практики Мантр и визуализации. Этот процесс аналогичен медитации — размышлению.

Слои Мышления:

Ум работает на нескольких слоях. Три из них:

a) Сознание – Контролирует большинство действий повседневной жизни.

b) Подсознание — Много вещей происходит в жизни, которые исходят с уровня подсознания. На этом уровне, мы в своей глубине души полагаем, что данное решение или действие верное. Мы не можем объяснить эти ощущения, и иногда оправдать их с позиции Сознания – разума. Подсознание работает без необходимости думать о нём. Такие мысли называют яснознанием или верой. Но эта вера наша внутренняя, основаная на знании и опыте. Она отлична от обычных верований, которые формируют существенные части любой религиозной системы. Обычная вера — один из глубоких путей в программировании сознания. Например, вера в опасность темноты отвергает знание, что безопаснее быть в темноте.

c) Сверхсознание — которое всегда открыто в безграничное Космическое Сознание.

Сознательный Ум работает через 4 канала.

1) Восприятие от 5 органов чувств.

2) Суждение на основе прошлой памяти.

3) Критически анализируя различные воспоминания.

4) Идентификация, как управляется наше Эго.

Уровни мышления:

Зороастрийский текст Меног Кхерад даёт описание стадий развития человеческого Ума:

1. Дузваршта – когда субъект делает злые действия без осмысления, осознания или раскаяния.

2. Дужукта – когда субъект произносит ложь, плохие, грязные слова без раскаяния.

3. Душмата – когда субъект живет в злых мыслях (что вредно для него самого), не выражая их в словах и делах.

4. Хваршта — субъект выполняет благодеяния, но без духа или намерения, а только для некоторой эгоистичной цели.

5. Хукта — субъект всегда говорит хорошие слова и молится, но мысли не всегда хороши.

6. Хумата — когда хорошие, доброжелательные мысли всегда заполняют весь Ум, и нет места для любого негатива.

7. Гардоемана — Дом песен, то есть когда человек постоянно наполнен бесконечным сознанием Бога.

Сознание обязательно должно пройти через отрицательные стадии Ума, чтобы достигнуть покоя и более высоких уровней. Мы являемся испытуемыми в нашей жизни, и опыт ведёт нас через наиболее беспокойные, неустойчивые стадии Ума. Сраош Язад — божественное существо, которое помогает человеку связать подсознание, сознание и сверхсознание. В откровении пророка Заратуштры Срауш открыл ему Воху Мана. В буквальном смысле это означает, что Сраош облегчил соединение Мана и Воху Мана. Провидцы живут с пониманием самых высоких состояний Ума.

РАБОТА УМА

Ум способен к работе на различных уровнях одновременно. Есть некоторый спор, в нашем Уме, который мы часто именуем как сознание. Один уровень хочет сделать что-либо, а другой уровень стремиться избежать этого. Это естественные тенденции нормального мышления, которое должно быть обуздано, если мы хотим совершенствования Ума.

Эти тенденции:

* Любопытство — о внешнем мире и людях, живущем в нём. Это объясняет человеческую потребность в газетах, журналах и телевизионных сериалах и программах.

* Любознательность.

* Клевета/Сплетни: обсуждение других людей, показывающее других в плохом свете.

* Поиск удовольствий от всех органов чувств — пищи, секса, алкоголя, курения, эмоций азарта и др. Эта тенденция ответственна за большинство недостатков современного человека.

* Избегание тишины.

Отрицательные эмоции, чувства и мысли вошли в нас подсознательно, через прошлые события и опыт. Они остаются внутри нас и висят в нашей памяти, воздействуя на нас. Можно выйти из этого состояния, идентифицируя отрицательную эмоцию вместе с опытом. Затем пробуйте отделить понимание случая от вашей памяти и удалите его.

Ум может быть успокоен и смягчен пением молитв и мантр, слушанием духовных песен вославления божественного.